Фотоновости
3 Апреля
Фотографические приемы художников Найдет ответ, почему картины Ренессанса стали невероятно реалистичными. Отличный урок для фотографа
2 Июля
Ретушь в Фотошопе на основе частотного разложения Своим опытов в области частотного разложения изображения делится талантливый российский цветокорректор — Андрей Журавлев.
Архив новостей

Хроматические аберрации

Lightroom: хроматические аберрации

Хроматические аберрации (ХА) – артефакты оптического свойства, выражающиеся в виде цветной каймы на контрастных границах. Если вы используете не самую крутую прецизионную оптику, то наверняка встречали их на своих снимках.

Убрать такие артефакты в Lightroom - не сложно.

1. Сбросить Detail, т.к. Noise Reduction – Color может подавить цветные ореолы хроматических аберраций.

2. Найти участок на фотографии с резкими контрастными границами. При этом желательно, что бы границы были перпендикулярны направлению от центра снимка. Хорошо если видны границы переходов как от темного к светлому так и от светлого к темному. На разных границах будут ореолы разного цвета.

3. Просматривать фотографию в режиме выше 100%.

4. Ползунками Red/Cyan и Blue/Yellow максимально устранить цветные ореолы. Обычно достаточно сдвинуть немного влево верхний движок, но иногда приходится задействовать оба. ХА зависят от объектива, и его фокусного положения если это зум. Поэтому, удалив ХА из одного снимка, можно использовать эти настройки для всей серии в режиме синхронизации.

Хроматические абберации

5. После того как хроматические аберрации будут убраны, можно настроить остальные параметры секции Detail: резкость, и удаление шума.

6. Самое неприятное, что может быть с ХА это их неоднородность. Так подавив их по всему снимку вы можете обнаружить что они остались на углах. Если вы проведете коррекцию ориентируясь на аберрации по краям снимка, то обнаружите, что теперь они видны в центральной части. Это настоящий кошмар для перфекциониста. Такие неоднородные ХА невозможно подавить в Лайтруме по всему полю снимка. Обычно давят центральную и среднюю области и мирятся с их присутствием на самых краях.

7. Если же вам нужен идеальный результат, то можно создать Виртуальную Копию снимка, и в ней отдельно скорректировать ХА для краев. Затем отправить оба варианта обработки в Photoshop с помощью команды Edit in – Open as Layers in Photoshop (работает при выборе более чем одного снимка). И с помощью маски слоя совместить оба варианта в одном снимке.

Хроматические аберрации можно довольно качественно убирать не только в Lightroom, но и в Photoshop с помощью фильтра Distort – Lens Correction.

Хроматизм увеличения

Это полевая аберрация свойственная более широкоугольной оптике (вроде окуляров и широкоугольных объективов), при которой изображение в разных по цвету лучах имеет немного разный размер - увеличение оптической системы чуть разное для разных по длине волны участков оптического спектра. Как итог - на краю поля зрения (где эта аберрация проявляется в наибольшей степени) звезды (светящиеся точки) обзаводятся двумя цветными хвостами - одним (например, синим) в сторону центра поля зрения, другим (скажем, красным) в сторону края поля зрения. В зависимости от величины аберрации и ее порядка изображение светящейся точки (при сохранении симметрии относительно направления на центр поля зрения) может иметь едва заметный разные по цветовому тону каемки или длинные более менее яркие цветные хвосты. В центре поля зрения строго центрированной оптической системы хроматизм увеличения равен нулю, вклад в деформацию изображения тем больше, чем дальше рассматриваемая точка располагается от центра поля зрения. Величина проявления хроматизма увеличения не зависит от апертуры оптики.

 

Хроматизм увеличения

Величина хроматизма увеличения

В некоторой точке поля зрения на удалении Y от оптической оси первичный хроматизм увеличения (полный размах спектрика, в который растягивается изображение белой точки) измеряют или в абсолютной величине:
dYхр = Y'λ1 - Y'λ2,
где
Y'λ1 - удаление точки изображения от центра поля зрения на длине волны λ1 - длинноволновой (красной) границе спектрального диапазона;
Y'λ2 - удаление точки изображения от центра поля зрения на длине волны λ2 - коротковолновой (синей) границе спектрального диапазона;
или в относительной:
dY'хр% = 100%(Y'λ1 - Y'λ2)/Y'λ0 = 100%dYхр/Y'λ0,
где
Y'λ0 - удаление точки изображения от центра поля зрения на длине волны λ0 - середине спектрального диапазона.

Вторичный хроматизм увеличения (размах спектрика от середины спектрального диапазона до средней точки измеренной между красным и синим концом):
ddY'хр = Y'λ0 - (Y'λ1 + Y'λ2)/2,
или в проецентах:
ddY'хр% = 100%ddY'хр/Y'λ0.

Хроматизм увеличения сложных систем и компенсационные окуляры

Результирующий хроматизм увеличения в изображении сложной оптической системы, например, телескопа или микроскопа складывается из хроматизма увеличения каждого из компонентов. Обычно расчетчики оптических систем стремятся к тому, чтобы каждый из компонентов был полностью свободен от аберраций. Например, объектив строил изображение с минимальными остаточными аберрациями (в том числе и хроматизмом увеличения), как и окуляр (более подверженный полевым аберрациям) переносил бы промежуточное изображение в глаз добавляя в него минимумом своих аберраций. Если есть какой-то дополнительный компонент (линза Барлоу, компрессор или корректор поля) то и его стремятся рассчитывать на минимум аберраций. Оно и понятно, иначе при смене окуляров (введении Барлоу или установке компрессора) изображение в результате суммирования аберраций оптических узлов портилось бы непредсказуемым образом.

Однако, иногда при проблемах в аберрационном расчете инженер-оптик оставляет какую-либо аберрацию объектива без внимания, рассчитывая окуляр (в котором больше линз и соответственно возможностей управлять составом полевых аберраций) таким образом, чтобы он внес эту-же аберрацию с обратным знаком. Промежеточное изображение будет отягощено аберрацией, но итоговое - свободно от нее. Вот только компоненты такого сложного оптического прибора уже могут использоваться только совместно, иначе работая с компонентами исправленными в ноль такие компенсационные компоненты испортят результирующее изображение.

В отношении хроматизма увеличения, который легко контролируется в окулярах расчетчики часто используют такой подход, например, при расчете объективов и окуляров микроскопов. Такие компенсационные узлы маркируются специальным образом (в отечественной практике буквой "К"). Если вы используете окуляр от микроскопа - обратите внимание на его маркировку. В практике астрономических инструментов и аксессуаров такой подход не практикуется.

Однако, отдельные части широкоугольного оптического узла такого, как окуляр, могут иметь взаимокомпенсационный хроматизм увеличения. Такая взаимная компенсация особенно выпукло проявляется в сложных окулярах с предфокальным, обычно отрицательным, компонентом (как в схемах Наглера). Этот предфокальный компонент (иногда ошибочно называемый встроенной линзой Барлоу) может вносить собственные аберрации (в том числе и хроматизм увеличения), которые потом будут компенсированы корпусной частью окуляра. Это, в частности, может приводить к более или менее сильному окрашиванию границы поля зрения - изображения полевой диафрагмы, которое при расположении между линзами окуляра строится некомпенсированной частью оптики, расположенной в корпусе. Это не дефект изображения, а скорее особенность конструкции окуляра. С настоящими линзами Барлоу (которые рассчитываются на полную компенсацию) такое происходить не должно.

Яндекс.Метрика